Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. Автор и история создания
1.1 Жизнь Антуана де Сент-Экзюпери
Жизнь великих личностей часто становится зеркалом, в котором отражаются тайны и глубины их творческого наследия. В контексте исследования «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери разгадывание загадок его жизни становится ключом к пониманию той магии, которую он вложил в своё произведение. Эта глава посвящена рассмотрению основных этапов биографии писателя и авиатора, раскрывая влияние его личных переживаний на формирование произведения и выявляя те темы, которые сделали "Маленького принца" неповторимым шедевром.
В жизни Антуана де Сент-Экзюпери сливаются два неотделимых аспекта: его страсть к небесам и авиации, а также глубокие философские размышления о человеческой природе. Родившийся в Лионе в 1900 году, Сент-Экзюпери в молодом возрасте обнаружил свою страсть к авиации, которая стала важным аспектом его творчества. Эмигрировав в США во времена Второй мировой войны, он стал свидетелем сложных событий, что нашло отражение в его произведениях, включая "Маленького принца".
В этой главе мы погружаемся в мир биографии Сент-Экзюпери, исследуя ключевые моменты его жизни, которые сформировали его характер и вдохновили на создание этого удивительного произведения. От лет авиаторской службы в Пустыне Сахары до творческого труда в атмосфере войны – каждый этап его жизни несёт в себе глубокие эмоции и опыт, которые проявляются в страницах "Маленького принца".
Раскрывая моменты, когда переплетаются личные и творческие пути Антуана де Сент-Экзюпери, мы стремимся расширить понимание его творчества и пролить свет на то, какие темы и мотивы он перенёс из своей жизни в мир своего неповторимого литературного наследия.
Антуан де Сент-Экзюпери появился на свет 29 июня 1900 года в городе Лион, Франция. В это время в стране витала атмосфера перемен и ожидания нового века. Раннее детство Сент-Экзюпери прошло в кругу богатой культурной среды, в семье, где поощрялась любовь к искусству и литературе. Первые крылья его фантазии были подняты под воздействием рассказов о путешествиях и авиации.
С самого раннего детства писатель проявлял интерес к творчеству, включая рисование, музыку и стихи. Кроме того, он проявлял интерес к технике, что подчеркивает его многогранный и талантливый характер. Детство писателя оставило настолько яркие воспоминания, что они проникают во все его произведения. Например, он вспоминает свои игры в машинистов и пассажиров, в рыцарей и королей. Для Сент-Экзюпери детство является ключевым этапом в формировании его многогранной личности [Лунгина Л., 1986, с.18].
Судьба Сент-Экзюпери переплетала нити авиации и литературы. Он начал свой авиационный путь в возрасте 21 года, став военным летчиком. Опыт полетов над Средиземным морем и в Пустыне Сахары стали для него не только службой, но и источником вдохновения. Эти авиаторские перипетии глубоко проникли в его творчество, отразившись в многих его произведениях, включая "Ночной полет" и, конечно же, "Маленького принца".
Эмиграция в США в начале Второй мировой войны стала переломным моментом в жизни Сент-Экзюпери. Здесь, в изгнании, он нашёл убежище и создал свой знаменитый "Маленький принц". Написанный в условиях войны, этот философский шедевр стал не только отражением его личных переживаний, но и утешением для людей, оставшихся в трудные времена.
Личная жизнь Сент-Экзюпери была насыщенной и интересной. Его брак с Консуэло де Сен-Экзюпери, второй пятеркой детей и обширной семьей, был источником радости и вдохновения. С течением времени, его литературное наследие расширилось, оставив не только "Маленького принца", но и такие произведения, как "Земля людей" и "Корзина, или Исследование о бедности".
Эта глава взглядывает в прошлое, раскрывая странички из жизни и приключений Антуана де Сент-Экзюпери. От детства в Лионе до французских воздушных полей, от эмиграции в США до создания волшебного мира "Маленького принца", его жизненный путь является захватывающим историческим рассказом, дополняющим понимание и восприятие его великого творчества.
Экзюпери выражал свою убежденность в том, что мы, живущие на одной планете, являемся пассажирами единого корабля. Его мечты о спасении всего человечества и его преданность каждому человеку и всей планете отражают его глубокую преданность и ответственность. Р. Грачев подчеркивает активное участие писателя в общественной жизни, отмечая его стремление быть в центре событий, а не пассивным наблюдателем [Грачев Р., 1964, с. 207].
В период Второй мировой войны, при фашистской оккупации, Экзюпери мечтал вступить в ряды летчиков-истребителей французской авиации. "Я не люблю войну, но для меня невыносимо оставаться в тылу, когда другие рискуют жизнью. В мире, где воцарился бы Гитлер, для меня нет места. Я хочу участвовать в этой войне во имя любви к людям", говорил писатель. Трагическая гибель писателя произошла 31 июля 1944 года, когда он выполнял боевую миссию, защищая свою Родину [Григорьев В.П., 1973, с.47].
1.2 История создания произведения
История о Маленьком принце выросла из одного из сюжетов романа "Планета людей", который описывает случайную посадку писателя и механика в пустыне. Впрочем, различные темы встречаются и в других предшествующих произведениях автора: романтические отношения Берниса и Женевьевы сильно напоминают связь между принцем и розой, а тема взаимоотношений взрослых и детей возникает в романе "Южный почтовой". Людмила Лунгина отмечает, что среди всех произведений выделяется только "Ночной полет". Здесь представлена другая тема, именно отношений взрослых и детей не звучит. Однако, скорее всего, это не связано с изменением взглядов автора или сменой интересов, а лишь потому, что эта тема не вписалась в структуру произведения, и писатель был вынужден исключить ее как несогласующуюся в данном контексте [Лунгина Л., 1986, с.23]. В рассмотренной теме "блудного сына", раскрываемой в "Письмах к заложнику" Антуана, снова возникают образы детей, рано столкнувшихся с взрослыми реалиями и полностью забывших о своей внутренней детской природе.
Н.И. Вайсман и Р.Ф. Гарват отмечают, что у Экзюпери присутствуют определенные образы, символы, сюжетные линии и ключевые моменты, которые "кочуют" из одного произведения в другое. Например, элемент воды в его творчестве служит символом жизни, "утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения". В анализируемом романе Экзюпери наполнил этот символ глубоким философским содержанием. Вода, как известно, представляет собой одну из вечных истин, которая существовала, существует и будет существовать всегда, обладая жизненной мудростью. В противоположность ей символ пустыни в данном контексте олицетворяет разрушенный, лишенный жизни мир, который разрушает человека как физически, так и духовно. Подобная тема развивается и в романе "Маленький принц", но уже с более философской перспективы. Это произведение Экзюпери разрабатывал долгое время, и его можно с уверенностью назвать его лучшим творением. Та же тема присутствует и в "Маленьком принце", но здесь она обретает более глубокое развитие. Ни в одном из своих произведений Сент-Экзюпери не уделил столько времени и внимания, как "Маленькому принцу" [Вайсман Н.И., Гарват Р.Ф., с.38].
Маленького принца Сент-Экзюпери встретил впервые во время своей командировки в СССР в 1935 году. Тогда он работал репортером в газете Paris-soir, и его отправили в Москву. Путь в Советский Союз проходил через Польшу, и поезд был переполнен семьями польских шахтеров, уволенных из-за экономического кризиса. Среди многочисленных пассажиров Сент-Экзюпери выделил спящую семью. Между отцом и матерью тесно уютно устроился ребенок, чья красота впечатлила писателя. В его словах: "Ах, какое восхитительное лицо! У этих трудяг просто сияет грация и обаяние. Вот он, маленький Моцарт, обещание жизни, как маленький принц из древних легенд. Если бы его защищали, ухаживали и воспитывали, кем бы он стал в будущем? Как роза в саду, если рождается красивой, ее берегут и оберегают. Но у людей нет своих садовников, и этот маленький Моцарт, вероятно, обречен". Сент-Экзюпери зафиксировал этот эпизод в своем репортаже "По пути в Советский Союз", написанном в том же 1935 году.
Желание обобщить свои мысли побудило Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, присущей этому жанру условности, позволило писателю выразить свои взгляды на этические вопросы своего времени. Жанр притчи стал средством для передачи его размышлений о сущности человеческого бытия. Сказка, как и притча, представляет собой древний жанр устного народного творчества, направленный на обучение людей, понимание различия между добром и злом. За фантастическим сюжетом всегда скрываются реальные человеческие отношения и ситуации, в сказке всегда присутствует своя правда. Рассматриваемое произведение нельзя однозначно отнести к какому-то из этих жанров, оно представляет собой и притчу, и сказку одновременно. Н.И. Полторацкая отмечает, что оно написано не только для детей, как это часто характерно для сказок, но и для взрослых, для тех, кто сохраняет детское душевное начало и способность к воображению. Сам автор утверждал, что обладает особым детским взглядом на мир, что позволяет ему искренне писать для детей. Некоторые характерные черты произведения, такие как фантастическое путешествие героя, наличие сказочных персонажей (Роза, Змея, Лис) и др., также подтверждают жанровую многогранность произведения [Полторацкая Н.И., 1988, с.245].
Любознательность маленького принца появилась, когда автор наблюдал за сыном друга Сент-Экзюпери. В мае 1942 года Сент-Экзюпери гостили в доме декана философского факультета университета Лаваля Шарля де Конинка в Канаде. Большая часть бесед касалась военных событий, что вызывало у Сент-Экзюпери неприязненные чувства, учитывая его собственный опыт: до оккупации Франции он служил в разведке ВВС, а затем был вынужден покинуть страну, переживая трудности, связанные с невозможностью активного участия в войне. Он часто уходил от военных разговоров, проводя время с восьмилетним Томасом, сыном де Конинка. Сент-Экзюпери учил мальчика создавать бумажные самолетики и беседовал с ним о структуре мира. После приезда в Нью-Йорк Сент-Экзюпери приступил к написанию повести о том, как крушение пилота стало началом дружбы с Маленьким принцем, который задавал ему сложные вопросы. Вырастив, Томас де Конинк стал известным философом.